понедельник, 18 ноября 2013 г.

Рождение куклы. Часть I: создание модели.

Как делается кукла? На мой взгляд, этот вопрос лидирует среди всех, которые задают автору кукол. Когда речь идет о шарнирной кукле, ответить на него очень непросто. Поэтому я начала писать цикл статей, посвященных этому вопросу. В нем будут подробно описаны все основные этапы изготовления моих фарфоровых шарнирных кукол. Прочитать этот цикл будет полезно и людям, далеким от кукольного искусства, так и начинающим кукольникам. Итак, начнем.

Рождение куклы. Часть I: создание модели.

модель6


Самый первый этап в создании фарфоровой куклы – это создание модели. Модель представляет собой лицо, тело и остальные части будущей куклы, сделанные из какого-либо материала, будь то пластилин, пластик, глина или что угодно другое. С модели снимаются гипсовые формы, из которых и появляется фарфоровая кукла. Создание модели – очень долгий и сложный процесс, в сложности не уступающий всем остальным этапам, взятым вместе. Он может длиться сколь угодно долго. Свои модели я делала и дорабатывала в течение трех лет. По большому счету, этот этап заслуживает написания отдельного цикла статей, но я постараюсь вкратце описать все основные моменты.

Если театр начинается с вешалки, то кукла начинается с чертежа. Многие авторы делают чертежи подробными, тщательно вырисовывают на них все детали, шарниры, даже черты лица. Я же предпочитаю делать простой набросок, главное на котором – показать основные пропорции будущей куклы. С размером шарниров и прочими деталями я определяюсь уже в процессе.

модель4

После того, как чертеж сделан, я начинаю лепить тело будущей куклы. Пока что оно не имеет шарниров. Я леплю тело целиком, а не детали по отдельности, чтобы положение конечностей и переходы всех сочленений выглядели плавно и реалистично. Для меня очень важно подчеркнуть костную и мышечную структуру тела и особенно лица: мне нравятся тщательно пролепленные скулы, надбровные дуги, костяшки пальцев. Несмотря на то, что я достаточно сильно стилизую своих кукол, для меня очень важно сохранить анатомию.

модель5

Когда тело слеплено, оно разрезается на части и соединяется шарнирами, которые лепятся отдельно. Подогнать шарниры так, чтобы все сочленения работали правильно и выглядели хорошо во всех положениях, очень непросто. На мой взгляд, этому невозможно научить. Работа над шарнирами всегда осуществляется методом проб и ошибок, многое зависит от телосложения конкретной куклы. В процессе работы над своими моделями я модернизировала общепринятый тип шарниров так, чтобы они соответствовали всем моим требованиям, а для коленей мне пришлось изобрести собственный шарнир.

модель3

После того, как модель слеплена, ее нужно сделать гладкой и аккуратной. Для этого она шкурится и грунтуется. Сначала я максимально выглаживаю поверхность без грунтовки, потом грунтую. Я использую аэрозольный автомобильный грунт. Он создает очень тонкий, ровный и гладкий слой. Однако, все не так просто: при первом покрытии куклы грунтом оказывается, что она была вовсе не такой гладкой, как казалось раньше. Грунт «выделяет» все неровности, поэтому процесс грунтовки выглядит примерно так: загрунтовать-пошкурить, загрунтовать-пошкурить, и так до тех пор, пока поверхность не станет идеально гладкой.

модель2

Вас, наверное, удивило то, что на первой фотографии тело куклы сделано из пластилина, а на последней – из пластика. Дело в том, что для создания модели я предпочитаю комбинировать материалы. Для лепки тела я использую пластилин, затем снимаю с тела гипсовые формы и отминаю в них самоотвердевающий пластик. На пластиковой модели я работаю над шарнирами, шкурю и грунтую модель. А затем с пластиковой модели я снимаю силиконовые формы и отливаю модель из полиуретана. Да, это сильно усложняет процесс работы, но я никогда не ищу легких путей, и здесь это оправдано. Использование разных материалов позволяет использовать все их преимущества. Пластилин обладает пластичностью, которая позволяет в любой момент изменить любую форму: увеличить прогиб в пояснице, изменить изгиб ног, поменять положение пальцев. Можно сказать, что пластилин полностью оправдывает свое название: с помощью него легко и приятно работать над пластикой будущей куклы. Однако в пластилине трудно работать над мелкими деталями. Здесь на помощь приходит пластик. При работе над пластиковой моделью я решаю, какие детали выделить, какие сгладить, а что самое главное – идеально подгоняю шарниры. Но главный недостаток пластика – его хрупкость. Пластиковая модель может очень сильно пострадать в процессе снятия форм. Поэтому итоговую модель я отливаю из прочного технического полиуретана.

модель1

Теперь, когда модель слеплена, все шарниры работают идеально, и ее поверхность совершенно гладкая, все готово к следующему этапу: снятию форм.

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий